Одна из причин сложностей с реализацией Киотского протокола заключена в сфере технологий.
Научно-технический центр Технопрестиж XXI век






Прусенко Б.Е., Лугин В.Г., Хотченков Е.В.

К вопросу реализации Киотского протокола в нефтяной и газовой промышленности

Глобальное потепление (изменение климата) является одной из основных проблем современного развития цивилизации. Её осмыслению и разработке практических мероприятий по смягчению последствий посвящён ряд международных мероприятий (1988 г. - международная конференция в Торонто; 1992 г.- конференции в Рио-де-Жанейро -закончилась подписанием Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступила в силу 21 марта 1994 г., объединяет 190 стран; 1995 г. - 116 странами-участницами Конвенции и Европейским Союзом был принят Берлинский мандат, призывающий к сокращению эмиссии «парниковых газов» после 2000 г.). В декабре 1997 г. в Киото (Япония) состоялась третья конференция сторон Рамочной конвенции ООН, на которой был предложен Киотский протокол. В нем были приняты обязательства сторон на период после 2000 г. по ограничению и сокращению выбросов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект и приводящих к глобальному потеплению. В 2004 г. Киотский протокол был ратифицирован РФ. Исторические аспекты ратификации и положения Киотского протокола рассмотрены [1].

Стороны, включенные в Приложение B к Киотскому протоколу, взяли на себя количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов на пятилетний период с 2008 по 2012 гг. Согласно ст.3 количественные обязательства для каждой страны, включенной в Приложение В, определяются как процент от некоторого базового уровня, чаще всего – от выбросов за 1990 г. Умножение базовой величины выбросов на указанный в Приложении В процент и на 5 (по числу лет зачетного периода) дает квоту на выбросы, в которую страна должна уложиться. Для этого она должна предпринять необходимые действия для ограничения и сокращения выбросов. Их примерный перечень приведен в ст.2 Киотского протокола (повышение эффективности использования энергии; содействие рациональным методам ведения лесного хозяйства, облесению и лесовозобновлению на устойчивой основе; поощрение устойчивых форм сельского хозяйства; использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий; поощрение надлежащих реформ в соответствующих секторах в целях содействия осуществлению политики и мер, ограничивающих или сокращающих выбросы парниковых газов; ограничение и/или сокращение выбросов метана путем рекуперации и использования при удалении отходов, а также при производстве, транспортировке и распределении энергии).

Вместе с тем различными организациями, в особенности Российской академией наук в ходе продолжающихся дискуссий не раз публиковались материалы, где утверждается, что Киотский протокол не будет способствовать достижению целей, которые установлены конвенцией ООН, и не приведёт к существенному предотвращению выбросов парниковых газов. Основным аргументом при этом является утверждение, что эти выбросы обусловлены и другими обстоятельствами, в первую очередь, геофизической природы, доля которых в суммарных выбросах значительно превосходит деятельность человека.

Если рассматривать научный аспект проблемы, то эти доводы не могут быть, как опровергнуты, так и объективно доказаны. В тоже время, существуют и другие, практические аспекты:

1) направленность Киотского протокола на внедрения технологий энергосбережения, энергоэфективности, экологической безопасности.

2) выгодные условия протокола для России, обусловленные выбором в качестве базового года для определения предельного уровня выбросов 1990г. Т.к. в настоящее время имеется значительный запас по отношению к базовому году.

С учётом этих обстоятельств, следует учитывать, что предусмотренные в Киотском протоколе меры по своему значению далеко выходят за рамки борьбы с глобальным потеплением. Они не только приводят к сокращению парниковых выбросов, но позволяют также снизить производственные издержки, более эффективно использовать ресурсы, уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, а заодно риски заболеваемости и смертности населения. И в этом качестве они и должны, в первую очередь, рассматриваться, как руководство к практической деятельности. Что в полной мере относятся к предприятиям (компаниям) нефтяной и газовой промышленности.

В целом Киотский протокол полностью соответствует курсу нашей страны в области энергетики и экологии.

Приоритетами Энергетической стратегии РФ являю