Содержание образования в образовательном учреждении должно обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам. Современная концепция модернизации российского образования предполагает повышение качества учебно-воспитательного процесса через эффективное управление опытно-экспериментальной работой в образовательном учреждении.
Научно-технический центр Технопрестиж XXI век






Беляков Валерий

Педагогическое консультирование как фактор повышения эффективности опытно-экспериментальной работы в системе общего образования

Актуальность исследования. Содержание образования в образовательном учреждении должно обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам. Современная концепция модернизации российского образования предполагает повышение качества учебно-воспитательного процесса через эффективное управление опытно-экспериментальной работой в образовательном учреждении.

Управление опытно-экспериментальной работой – сложный, комплексный и непрерывный процесс, основным критерием эффективности которого является успешное выполнение поставленных экспериментальных целей и задач. Проблемы управления образовательными процессами продолжают активно исследоваться, начиная с первой половины 90-х гг. прошлого века, в особенности, П.И.Третьяко­вым (1991, 1994 гг.). В результате в 1993 г., был принят Закон РФ «Об образовании», что привело к появлению различных видов образовательных учрежде­ний: появились гимназии, лицеи различных профилей; школы с гимназическими и лицейскими класса­ми, а также авторские и негосударственные школы.

Соответственно возникла новая отрасль педагогического знания инноватика - учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных подпроцессов инновационного процесса в сфере образования: создание нового (новшеств); их освоение (восприятие, освоение, "делание своими"); применение новшеств. В связи с этим в системе образовательной практики, требуется создание системы управ­ления инновационной деятельностью. При этом для проверки выдвинутой гипотезы в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях реализуется опытно-экспериментальная работа (ОЭР), представляющая собой исследовательскую деятельность, итогом которой является новое знание существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности (развитие ученика).

Педагогический анализ состояния системы управления инновационной деятельностью в образо­вательных учреждениях выявил, что при проведении ОЭР в учебном учреждении практически не используется педагогическая консультация – вид педагогической деятельности, направленный на управления качеством данного процесса.

Таким образом, современные требования к качеству образовательного процесса обосновывают необходимость развития опытно-экспериментальной работы учителей в образовательном учреждении, соответственно задача реализации педагогического консультирования как фактора повышения эффективности опытно-экспериментальной работы в системе общего образования является актуальной. При этом предполагается целесообразным рассмотреть следующие существенные аспекты исследования:

 

•  качество образовательного процесса в значительной степенью определяется эффективностью ОЗР;

•  инновационный характер управления особенно необходим образовательным учреждениям «возвратной» модернизации - гимназиям и лицеям, новые объекты требуют нового управле­ния;

•  деятельность при проведении ОЭР должна осуществляться строго последовательно;

•  необходимо всесторонне учитывать организационно-педагогические условия управления опытно-экспериментальной работай учителей;

•  с учётом динамики общественных процессов, быстрой смены технологий, преобразований социальной среды и её воздействия на человека особенно следует исключить проявления некомпетентности, ограниченности мышления;

•  следует широко использовать системный педагогический мониторинг образовательной деятельности.

Целью данной работы является повышения эффективности опытно-экспериментальной работы в системе общего образования на основе внедрения педагогического консультирования.

Объект исследования - опытно-экспериментальная работа учителей в образовательном учреждении.

Предмет исследования - педагогическое консультирование как инструмент повышения эффективности опытно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении.

Гипотеза исследования. Требования модернизации содержания и повышения качества школьного образования определяют необходимость повышения эффективности ОЭР учителей. Соответственно предполагается возможность реализации следующих педагогических условий:

•  формирование психологического климата профессиональной заинтересованности учителей в совершенствовании и росте педагогической квалификации, направленности на повышение качества созидательных результатов.

•  реализация задач опытно - экспериментальной работы может быть достигнуто на основе всестороннего использования возможностей педагогического консультирования;

•  при разработке вариантов внедрения педагогического консультирования следует сформировать мотивационную направленность учителя на профессиональное совершенствование и систему реализации и учёта результатов педагогического мониторинга качества ОЭР.

Задачи исследования

•  Провести анализ роли педагогического консультирования в организации опытно-экспериментальной работы в системе общего образования.

•  Исследовать роль педагогического консультирования в педагогическом процессе.

•  Обосновать варианты реализации ОЭР на основе педагогического консультирования в системе общего образования.

•  Рассмотреть способы организация мониторинга ОЭР в школе.

•  Разработать методику и обосновать содержание педагогической технологии опытно-экспериментальной работы на основе научно - педагогического консультирования.

 

Методологической основой исследования являются:

•  исследование мировоззренческих (системных, объективных, обусловленных отношением к окружающей действительности и месту человека в ней, основанных на жизненной позиции людей, идеалах, принципах познания и деятельности, ценностных ориентациях) и парадигмальных (исторически обусловленных) оснований теории и практики образования;

•  исследование антропологических оснований образования (воспитания и обучения) человека как предмета образования, как образовываюшегося и образуемого;

•  методологии педагогики, методы педагогических исследований;

•  исследование подходов и направлений на обоснование и реализацию педагогических концепций, систем;

•  история педагогики и образования (исследование исторического развития институлизированной и неинститулизированной практики образования, политики в области образования, педагогической мысли на уровнях общественного и теоретического сознания в различных сферах духовной жизни общества);

•  исследование истоков и сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, различных регионах мира, а также перспектив их развития;

•  педагогическое прогнозирование (исследование методологии, методики, теории прогнозирования развития педагогики и образования и определение на их основе перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом).

В качестве информационных источников использовались монографии, доклады, статьи, материалы научно-практических конференций. Так, общенаучные принципы и положения теории управления экспериментальной работой в образовательных учреждениях, разработаны В.И. Загвязинским, В.П. Карташовым, В.С. Лазаревым, М.М. Поташником, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, П.И. Третьяковым и др. Исследование опирается на теоретические положения личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В.Я. Ляудис, И.С. Якиманская и др.) системного (В.П. Бес­паль­ко, Г.Н. Сериков и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинс­кая, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) подходов к решению проблем управления образовательными учреждениями.

Используются также результаты работ, раскрывающих различные аспекты процесса развития школы, с точки зрения:

•  системных, культурологических, социально-педагогических и управленческих подходов (С.Н. Горычева, Е.И. Казакова, В.С.Лазарев, Т.В.Орлова, О.С.Орлов, М.Н.Певзнер, М.М.Поташник, Л.М.Плахова, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Р.М.Шерайзина, C.G.Buhren, H.G.Rolff, D.Lindau-Bank и др.);

•  исследования проблем подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (В.Г.Воронцова, Т.А. Кап­Лу­нович, В.Ю.Кричевский, А.Е.Марон, Т.С.Панина, А.П. Тряпицина, Р.М. Ше­райзина и др.);

•  теории консультирования (Х.М. Баркс, К.Дж.Гелсо, Р.К.Джеймс, Р.Л.Джордж, А.Зандер, Д.Картрайд, Р. Кочунас, В.Ю.Меновщиков, КРоджерс, К.Рудестам, Б.С.Фрец и др.);

•  образования взрослых (С.И.Змеев, И.А.Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая, Л.И.Харченкова, М.Ш. Ноулс, Р.М.Смит и др.);

•  теории стратегического управления образовательными учреждениями (А.Л. Гавриков, В.А. Исаев, М.Ш. Певзнер, Д.В.Пузанков, В.Ф.Рябов, Р.М.Шерайзина, А.Г.Ширин и др).

Методы исследования.

На всём протяжении исследования использовались общенаучные методы анализа, декомпозиции и синтеза, классификации, сравнения, сопоставления и обобщения, философской теории познания.

На этапах сбора и анализа информации использовались теоретические методы: изучение и анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы.

На этапах внедрения, апробации и контроля использовались методы:

•  эксперимента, опросно-диагностические (анкетирование, беседа, тестирование);

•  метод прямого, косвенного и включенного наблюдения;

•  метод конструирования; метод анализа и обобщения инновационного опыта, продуктов деятельности учителей и учащихся, результатов обучения;

•  статистические методы обработки научной информации.

 

Научная новизна исследования:

•  на основе анализа научной литературы и результатов самостоятельной практической деятельности сделан вывод о том, что эффективная ОЭР повышает профессиональное мастерство учителя и влияет на личностное развитие учащихся.

•  доказано, что использование педагогического консультирования при проведении опытно-экспериментальной работы является условием эффективного управления в системе общего образования.

 

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно и практически обоснованных педагогических рекомендаций по использованию педагогического консультирования для повышения эффективности опытно-экспериментальной работы. Данные рекомендации могут быть использованы руководителями школ, учителями в качестве методической основы педагогического процесса.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием методов, адекватных сущности изучаемого явления и задачам исследования, длительным педагогическим экспериментом, проведенным в ГОУ Центре образования №1601 САО г. Москвы.

Апробация результатов исследования и внедрение в педагогическую практику осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы.

Теоретические положения, выводы и результаты исследования докладывались на ВВЦ (2006-2008гг.), Городской научно-практической конференции « Оценка качества художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» (2006г.). Основные теоретические и практические положения исследования отражены в 6 публикациях автора.

Опытно-экспериментальную базу исследования представлял Центр образования №1601 города Москвы. Всего в эксперименте принимали участие на разных этапах более 100 педагогов и 560 учащихся.

 

Исследование проводилось в 3 этапа :

На первом этапе (2003-2004гг.) осуществлялись сбор и обработка информации, выстраивались теоретические основы исследования. Был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления сформированности системы педагогического управления опытно-экспериментальной работой в образовательном учреждении, выполнен научный анализ задачи исследования в теории и практике образования.

На втором этапе (2004-2006гг.) разрабатывалась педагогическая технология управления опытно-экспериментальной работой. На данном этапе проведена опытно-поисковая работа: анкетирование педагогов, тестирование учащихся, мониторинг опытно-экспериментальной работы, научный анализ и обобщение инновационного опыта, продуктов деятельности учителей и учащихся.

На третьем этапе (2006-2008гг.) изучались, обрабатывались и систематизировались результаты, уточнялись выводы, разрабатывались рекомендации по использованию педагогического консультирования в управлении качеством опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационного материала.

Положения, выносимые на защиту:

•  Методика реализации опытно-экспериментальной работы на основе всестороннего использования возможностей педагогического консультирования, представляющая собой объединённую общим замыслом последовательность педагогических действий (определение цели деятельности, мотивация её участников; планирование и выполнение конкретных мероприятий; оценка результатов работы, исправление выявленных ошибок; оценка полученных результатов; корректировка порядка и содержания действий).

•  Педагогическая технология ОЭР в виде совокупности последовательно реализуемых процедур, направленных на интенсификацию образовательного процесса, повышение профессиональное мастерства учителя, создание условий для интеллектуального развития учащихся на основе:

•  педагогического анализа, постановки целей, планиро­вания, подготовки и принятия управленческого решения, внутришкольного контроля;

•  управления ОЭР посредством педагогических консультаций, целенаправленного перехода образовательной системы от внеш­него управления к самоуправлению и соуправлению;

•  обеспечения творческого самоопределения личности учителя, а также создание благоприятных условий для творческого становления личности обучающихся и педагогов.

 

Заключение

Профессиональная компетентность педагога обеспечивается знаниями в области предмета, который он преподает, средств, форм, методов педагогического воздействия, учета особенностей отражения влияния педагогического воздействия на психическое развитие учащихся. Задача повышения профессиональной компетентности педагога особенно остро ставится в связи с модернизацией российского образования.

Применение учителем личностно ориентированных, информационных, коммуникационных технологий способствует повышению качества образования. Вместе с тем современные педагоги работают в условиях инновационного развития образования, в условиях повышенных требований к их квалификации. В русле требований компетентностного подхода находятся технологии педагогического консультирования педагогов.

Целю педагогического консультирования является развитие профессиональной компетентности педагогов в опытно-экспериментальной, методической, психолого-педагогической работе. Повышение квалификации учителя направлено на развитие проектировочных, организационных, коммуникативных, мотивационных и рефлексивных умений.

При этом многолетняя экспериментальная и инновационная работа позволила накопить значительный опыт по разработке и апробации методик и технологий ОЭР в виде совокупности последовательно реализуемых процедур, направленных на интенсификацию образовательного процесса, повышение профессиональное мастерства учителя.

В результате возникла объективная целесообразность разработки теоретических основ и обобщения накопленного практического опыта для решения актуальной задачи реализации педагогического консультирования как фактора повышения эффективности ОЭР в системе общего образования.

В качестве методологической основы исследования использовались: мировоззренческие и парадигмальные основания теории и практики образования; антропологические основания образования человека; методы педагогических исследований; история педагогики и образования; сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, различных регионах мира, а также перспектив их развития; педагогическое прогнозирование и др.

В процессе исследований особое внимание было обращено на рассмотрение аспектов: формирования психологического климата профессиональной заинтересованности учителей в совершенствовании и росте педагогической квалификации, направленности на повышение качества созидательных результатов; реализация задач опытно - экспериментальной работы на основе всестороннего использования возможностей педагогического консультирования; формирования мотивационной направленности учителя на профессиональное совершенствование; организации педагогического мониторинга качества ОЭР; разработки вариантов внедрения педагогического консультирования.

В ходе исследования было показано, что ОЭР является важной составляющей процесса повышения компетентности и профессиональной квалификации педагогов, направлено на повышение качества обучения и развития учащихся. Важной особенностью ОЭР является её творческий характер и открытость к совершенствованию определяющей методической базы и технологий.

Основной составляющей данной работы является исследование аспекта существенного влияния педагогического консультирования на управление и, в конечном итоге, эффективность и качество ОЭР. Показано, что педагогический мониторинг опытно-экспериментальной работы, структурная схема которого предложена в работе, является эффективным инструментом реализации обратной связи по управлению качеством ОЭР в целом и педагогического консультирования педагогов, в частности.

Теоретические аспекты исследований в процессе выполнения работы реализованы в методику и педагогическую технологию опытно-экспериментальной работы на основе научно - педагогического консультирования.

При этом методика представляет собой порядок действий по определению цели деятельности, мотивации её участников; планированию и выполнению конкретных мероприятий; оценке результатов работы, исправлению выявленных ошибок; оценке полученных результатов; корректировке порядка и содержания действий.

Педагогическая технология состоит из набора конкретных рекомендаций по совершенствованию ОЭР на основе педагогического консультирования, разработанных в рамках данной работы.

В работе получены следующие основные результаты:

•  Выполнен анализ роли педагогического консультирования в организации опытно-экспериментальной работы в системе общего образования и исследована роль педагогического консультирования в ОЭР.

•  Обоснованы варианты реализации ОЭР на основе педагогического консультирования в системе общего образования.

•  Рассмотрены способы организация мониторинга ОЭР в школе.

•  Обоснованы, разработаны и реализованы методика и педагогическая технология опытно-экспериментальной работы на основе научно - педагогического консультирования.

Таким образом, цель исследования - повышение эффективности опытно-экспериментальной работы в системе общего образования на основе внедрения педагогического консультирования, достигнута, а поставленные задачи решены.


 

Valid HTML 4.01 Transitional
Copyright © 2005-2017 Лугин Владимир Григорьевич