От степени серьёзности подхода к изучению литературных и электронных источников информации во многом зависит общий итог, теоретическая и практическая ценность результатов, полученных при написании диссертации.
Научно-технический центр Технопрестиж XXI век







Работа с источниками информации

Работа с источниками информации
От степени серьёзности подхода к изучению литературных и электронных источников информации во многом зависит общий итог, теоретическая и практическая ценность результатов, полученных при написании диссертации. Как правило, изучение следует начать с общетеоретических работ, которые, как правило, известны и используются для формирования теоретического фундамента работы и выявления тех проблем и тем, которые прямо или опосредовано связаны с темой диссертации аспиранта/соискателя.
С целью проникновения в глубинный смысл научных книг и сборников статей необходимо работать с карандашом, выписывая или подчёркивая (в собственном экземпляре книги или в ксерокопии) наиболее важные моменты, которые можно использовать в диссертации. Поиск нового материала становится возможным тогда, когда у аспиранта/соискателя в сознании сложится общая картина состояния изучаемой проблемы на данный момент. В процессе работы с литературой можно выделить несколько этапов и важных моментов, на которые следует обратить внимание, в частности:

• общий просмотр содержания работы в целом;
• выявление наиболее близких к теме диссертации аспиранта/соискателя глав;
• последовательное прочтение книги (статьи, доклада и т.п.) с выписыванием наиболее значимых, на взгляд аспиранта, положений;
• анализ собранных записей по данной публикации, аккумуляция наиболее значимых мест и редактирование для применения в тексте собственной диссертации с указанием ссылок на источник;
• письменная фиксация собственных умозаключений и выводов, приходящих по мере изучения научных источников;
• обучение в процессе работы с чужими исследованиями концентрации внимания на информации, непосредственно связанной с темой диссертации;
• поиск способов использования прочитанной информации для получения собственной точки зрения на проблему и практического применения ее при написании диссертации;
• обретение навыков отбора нужной информации, чтобы «не утонуть» в обилии материала.
• дифференцирование основной и второстепенной выбранной научной информации, анализ и самостоятельные обобщения.

Изучение каждого информационного источника необходимо заканчивать подробным обобщением - анализом полученной информации с выделением наиболее значимых фактов и данных.
В ходе творческого исследования литературных источников и библиографических описаний следует также помнить о необходимости поиска связи узкого вопроса с темой в целом, и, наоборот, в широкой проблеме уметь выделить наиболее значимые детали и особенности, имеющие непосредственное отношение к теме собственной диссертации. При этом целью при сборе информации для будущей диссертации является поиск научных фактов, а не просто фактов в широком понимании слова. Для научного факта характерны такие признаки, как новизна, точность, достоверность и объективность. Научный факт должен вписываться в концепцию научного познания мира, в основе которого находится отражение объективных процессов, явлений, свойств, позволяющих прослеживать закономерности и формировать законы, по которым происходит развитие окружающей действительности. При этом новизна научного факта подразумевает получение нового знания при применении определённых подходов при изучении каких-либо процессов и явлений или получении новых данных и показателей при изменении условий существования и развития процессов и явлений. Критерии точности научного факта основаны на доказанной объективности методов и средств изучения свойств и признаков явлений и предметов. Достоверность научных фактов не всегда может быть доказана на момент их обнаружения, некоторые научные факты находят подтверждение через достаточно длительный промежуток времени, после их выявления. Распространённым на сегодняшний день подтверждением достоверности научного факта является существование аналогичных явлений и процессов. Или же достоверным может считаться научная информация, взятая из достоверных источников, к которым относят официальную информацию, идущую от государственных научно-исследовательских организаций или ведущих учебных учреждений, ведомств, занимающихся государственными проектами, законотворчеством и т.п. Достоверность научно-исследовательской информации может быть подтверждена экспериментально-практической деятельностью, проводимой на базе научно-исследовательского учреждения. В большой степени достоверность научного факта зависит от первоисточника, на базе разработок или заключений которого выводится новое знание. Понятие научной объективности вызывает наибольшее разночтение. В точных науках, где утверждения могут быть доказаны, объективность новых научных знаний заслуживает большего доверия. В гуманитарных науках объективность подтвердить сложнее – чаще всего она представляется выявленной, если научные факты опять-таки, подтверждены признанными объективными первоисточниками. В остальных случаях в значительной мере на те или иные утверждения накладываются субъективные знания и черты личности, проявляющиеся процессе научного творчества.


Из "Пособия для соискателей учёных степеней кандидата и доктора наук" Лугина В.Г.

Если требуется помощь - задайте вопрос специалисту или делайте заказ на определенные работы.

По всем вопросам соискатели ученых степеней, нуждающиеся в помощи при написании и защите диссертаций, могут получить консультации специалистов научно-технического центра «Технопрестиж ХХI век»

 

Valid HTML 4.01 Transitional
Copyright © 2005-2017 Лугин Владимир Григорьевич