Поскольку диссертация является научным исследованием, её язык и стиль должны соответствовать требованиям, предъявляемым к письменной научной речи.
Научно-технический центр Технопрестиж XXI век







Научный язык

Поскольку диссертация является научным исследованием, её язык и стиль должны соответствовать требованиям, предъявляемым к письменной научной речи. Исторически международное научное сообщество сформировало академический этикет, он содержит ряд неписанных правил, следование которым позволяет понятным в научной среде способом выражать собственную позицию по поводу какой-либо научной истины и трактовать разные научные взгляды. Научный язык обладает некоторыми традиционными особенностями, среди них:

• логический способ изложения – характеризуется наличием взаимосвязанных рассуждений, направленных на раскрытие научной истины в процессе изучения окружающего мира;
• смысловая законченность – подразумевает выстраивание рассуждений и фактов в такой последовательности и взаимосвязях, чтобы мысль, положенная в основу какой-либо структурной (композиционной) единицы текста диссертации (части, главы, параграфа, абзаца и т.п.) была максимально раскрыта и позволяла при этом плавно перейти к следующей структурной части диссертации;
• целостность – язык и стиль диссертации должны соответствовать структуре и содержанию работы и служить раскрытию поставленных задач и достижению совокупных целей исследования. При этом системность и взаимосвязанность всех смысловых составляющих должны обеспечивать восприятие диссертации как единого целого.
• набор языковых средств и инструментов – существует широкая палитра языковых средств и инструментов, предназначенных для выражения научных положений и взглядов исследователя и служащих для перехода от одной мысли к другой:

- так, к связующим синтаксическим единицам, демонстрирующим последовательность изложения мысли и её динамики относятся следующие: «затем», «во-первых», «во-вторых» и т.п.; «итак», «значит», «прежде всего» и т.д.;
- противоречивость каких-либо фактов, научных положений и явлений выражается посредством слов и словосочетаний: «но», «при этом», «между тем», «однако», «тем не менее» и др.;
- сделать обобщения и подвести итог сказанному можно обозначить при помощи слов: «значит», «следовательно», «таким образом», «итак», «в заключение целесообразно отметить» и др.;
- отразить причинно-следственные связи могут слова и выражения: «исходя из этого», «поэтому», «вследствие того, что»; «кроме того», «помимо этого» и др.
Естественно, что названные слова и словосочетания, применяемые с целью связать, объяснить, подвести итог сказанному, сделать обобщения и т.п. следует использовать с умеренностью и осторожностью, поскольку чрезмерное их употребление способно утяжелить текст и затруднить восприятие основного материала как единое целое. При этом обойтись без них в описании процесса исследования невозможно – они служат ориентирами и своего рода инструментами демонстрации поворота мысли исследователя к тому или иному положению, доказательству, выводу и т.п. Кроме того, посредством их проводится текущая рубрикация текста диссертации и направляется внимание читателя от одной проблемы к другой.


Из "Пособия для соискателей учёных степеней кандидата и доктора наук" Лугина В.Г.

Если требуется помощь - задайте вопрос специалисту или делайте заказ на определенные работы.

По всем вопросам соискатели ученых степеней, нуждающиеся в помощи при написании и защите диссертаций, могут получить консультации специалистов научно-технического центра «Технопрестиж ХХI век»

 

Valid HTML 4.01 Transitional
Copyright © 2005-2017 Лугин Владимир Григорьевич